Библейская школа духовного совершенствования Епископа Олега Ведмеденко
  на главную    укр   рус      Учение Господне состоит в едином слове: ВОЗЛЮБИ! Возлюби, а для этого СМИРИСЬ, а значит, прими ближнего своего и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды.
ПОИСК В РАЗДЕЛЕ ЛЕКЦИИ:

Евангелие от Матвея. Мф. 4.8-16. Дьявол искушает Иисуса. Иисус избирает Капернаум для своего пребывания.

Лекция № 12

Лекция:
В прошлый раз мы исследовали семь стихов из четвертой главы Евангелия от Матфея. В частности, рассмотрели искушения, которые устраивал сатана Господу нашему Иисусу Христу после крещения его от Иоанна… Мы понимаем, что буквальные события из истории Церкви являются тенью духовных вещей. Потому что весь буквальный путь, который прошёл Иисус Христос от рождения к вознесению, есть тенью пути духовного, которым должны пройти все мы. Это путь для нас, как и сказал Он: Я есть путь… Путь правды, который ведет в жизнь вечную. И мы, когда становимся на дорогу Христову, когда погружаемся в веру (а Иоанново крещение - погружение в веру), которая приводит к покаянию и пониманию нашего несовершенства, к осознанию необходимости очищения слезами покаяния. После первого шага обязательно в нашей жизни наступает пустыня, обязательно приходит мгновение испытаний. Вера должна испытываться! Как золото очищается огнем от породы, так и наша вера должна очиститься от духовной породы, от всего, что примешивается к чистоте веры Христовой. Мы видим три испытания, которые посылает сатана, и Дух Святой допускает это. Потому что Дух Святой ведет нас к этим испытаниям, потому что мы не можем одним шагом сразу стать на вершину лестницы. Мы должны идти, не пропуская ни одной ступени, путем испытаний, путем страданий. Как учат отцы Церкви: отдай плоть и прими Дух. И первое испытание, которое нас ждет в пустыне испытаний, - искушение материальным. Мы уже рассмотрели его. Пусть это материальное, "камни", станет тебе хлебом. Пищей. Следующее искушение - испытание гордыней: бросься с крыла храма. И мы его рассмотрели. На личном уровне речь идет о духовном обольщении, когда человек поднимается на высоту и здесь фарисейская закваска начинает плести в нашем сердце сети…

Далее с восьмого стиха:

"Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне". Это есть испытание властью, духом насилия, потому что всякая власть, кроме Господней, имеет сущность насилия. Не зря говорит апостол: "… наша брань не против крови и плоти, но против властей, против начальств, против мироправителей тьмы века сего…" Всякая мирская власть основывается на насилии. И конец всему - отсутствие всякой власти, кроме власти Господней, кроме власти любви. Это есть будущее. Можно возразить: но читаем же: всякая власть от Господа! Да, безусловно, Господь никогда не действует насилием и дает нам власть, которую мы можем вместить. И это действительно правильно, об этом говорит Священное Писание: народ имеет ту власть, какую заслуживает. Власть, которую мы имеем сегодня, - именно ее мы заслуживаем. Власть, которая была раньше - ее мы тоже заслужили. Завтрашняя власть будет такой, какую мы заслужим. Потому что Господь допускает нам власть в меру того, сколько мы можем вместить. Хотя Господь не хочет, чтобы у нас была такая власть, Господь не хочет, чтобы у нас было такое государство. Он хочет, чтобы было государство и царство Небесное, царство любви, потому что всякая человеческая власть, всякое человеческое государство, всякое человеческое царство имеет в себе идеологию насилия. Мы знаем, нас учили в школе (и правильно учили), что всякое государство имеет атрибуты насилия: армию, полицию, службу безопасности, тюрьмы и др. Это необходимые атрибуты мирской власти. Только власть Господня действует не насилием, а духом любви. Наша борьба - против властей, и конечная цель, чтобы осталась только власть любви - Царство Небесное. И так будет, хотим мы этого или не хотим, верим или не верим, противится мир или нет. Так будет, потому что это объективный закон, установленный Господом! Иное строение, иная система не имеет права на будущее! Другое дело: от нас зависит, когда это наступит. "Но ради избранных сократятся те дни". Избранные - те, которые придут к мудрости, и поймут мудрость, и будут воплощать ее в жизнь, претворять в жизнь. Когда-то народ Божий пожелал себе царя, - мирскую власть. Была ли на то воля Божья? (Первого царя звали Саул). Безусловно, нет! И Господь предупреждал: не делайте этого. Потому что, как только будет над вами царь - вы будете его кормить, отдавать ему своих детей, чтобы служили и воевали за него и т.д. Но нет, кричали: хотим царя! Ну что же, хотите, - будете иметь, что желаете, хотя это не есть Моя воля. Но Я из двух зол выберу меньшее. Я изберу вам этого царя… Также и до сегодняшнего дня воля Господня на то, чтобы царствовала любовь; воля Господня на то, чтобы царствовал Он. Господь желает нам теократическое ("Тео" - Господь) государство, но мы избираем иное. Не может быть праведный царь при неправедных князьях и таком же народе! Этому учит нас Священное Писание. И очень наивно слышать фразы: вот если бы нам другого президента, вот если бы нам иной парламент, - мы бы тогда начали жить.… Не начали бы, потому что все начинается с нас! Начни с себя, ибо нет иного пути. Если хочешь войти через какие-то иные двери, а не через свое смирение, не через свою веру, свое восхождение ступенями совершенства, то будешь злодей и разбойник: будешь себя обворовывать, а, обворовав себя, обворуешь всех окружающих.

"Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их…"

Обратите внимание, как действует диавол. Для чего пришел Христос? Чтобы стать Царем, чтобы воцарилась Его Божья идеология, потому что Он есть Бог Слово, идеология любви… Как было бы хорошо выбрать президентом Иисуса Христа! Царем над Израилем поставить Иисуса Христа! И, обратите внимание, посредством приказа ввести на земле Царство Небесное… Кажется, что-то подобное у нас уже происходило. Идея взята отсюда, мы должны это четко понимать, - из Священного Писания. "Весь мир насилья мы разрушим…" Откуда? Отсюда. "…До основания…" Безусловно, Вавилон будет разрушен. Откройте Апокалипсис и читайте: даже слова совпадают! "…а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем". Идея из Библии! Возьмут власть святые Всевышнего, и будут царствовать во веки веков (Книга пророка Даниила; Апокалипсис). Откроем 65-ю главу книги пророка Исаии: "...И будут строить дома, и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел". Как это можно назвать научно? Отсутствие эксплуатации человека человеком?.. Идеи отсюда взяты, мои любимые! Сатана явился в образе ангела света. Идеи взяты отсюда, но перекручены: построим Царство Небесное, но без Бога. Господь никогда не действует насилием! Господь никогда не действует через диктатуру. Господь против всякой мирской власти. Мирская власть действует насилием. Сатана предлагает: вот Тебе все царства - можешь царствовать. Кто Ты есть? Сын плотника! Гонимый, имеешь кучку учеников... Впрочем, еще и не имеешь, только сейчас их начнешь собирать... Кто Ты такой? Тебе только вот исполнилось тридцать лет. Ты только имеешь право голоса вообще в Палестине. А я Тебе уже даю эту возможность: пожалуйста, стань царем, пожалуйста, пиши вердикты, декларации, законы, конституции! И Иисус отказался! Потому что Господь никогда не действует методами насилия. Нельзя насилием загнать в Царство Божье. Нельзя насилием привести к счастью. И если ты согласишься на это, то обязательно поклонишься сатане. "Поклониться" - означает свое понимание приклонить перед сатанинским. Что и произошло недавно в нашей истории, поклонились сатане. Почему? Потому что слова: мир, братство, свобода, равенство, человек человеку друг, товарищ и брат - откуда? "Возлюби ближнего своего, как самого себя…"; "Блажен, кто душу свою положит за други своя…", - все отсюда, но методы достижения не Божьи. Маленькая ложечка дегтя и, как результат, сатана в образе ангела света. Мы должны понимать, что не может быть праведный царь при неправедном народе и князьях. Потому что они или уничтожат его физически, или сделают подобным им. Будем же мужами с открытым оком! Мы не должны быть в вере, в понимании детьми. Мы должны знать, куда и как идти. Мы должны пророчествовать истину, мы должны быть пророками Божьими, потому что сказано: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать". Это касается каждого из нас, - пророчествовать истину…

"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Евангелие от Иоанна, 6-я глава, 15-й стих, вспомним, та же история повторилась, только уже на практике. Здесь мы видим духовные вещи, духовное диавольское искушение. Таким иди путем, - подсказывает диавол. А будут еще и практические попытки искусить Иисуса. Вспомним: чудо насыщения пяти тысяч человек. Господь являет чудеса и все это видят. Вот бы Его царем!.. Он действительно воздвигнет царство Израиля! Вот бы Он возглавил национально-освободительное движение народа израильского против римских оккупантов, фактически, римских завоевателей!

"Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору Один". Искушение властью не прикасается к Иисусу, она не должна касаться и нас! Он увидел, что Его хотят сделать царем… Он пришел, чтобы стать царем. Почему же отказывается? Потому что Царство Его не от мира сего. Его хотят поставить мирским царем, и Он идет на гору Сам. Его никто не понимает. Почему Ты отказываешься? А потому, что Он идеал, Он наивысшая планка, Он не может иметь ни одного пятна. Он есть Свет и тьмы нет в Нем.

"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Где это сказано? Давайте откроем книгу Второзакония, 10-ю главу, 12-22 стихи:

"Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой?" Эти слова обращены к нам. Израиль - мы с вами, Израиль - народ Божий, это - народ веры, сыновья Божьи, сыновья веры. Мы все наследники Авраама, Исаака и Иакова по благодати Христовой (безусловно в духовном плане). Если мы снимаем Христом покрывало буквы со Священного Писания, то эти слова для нас с вами. А мы должны это делать, потому что так учит нас Господь устами апостола Павла: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит". Итак, истолковывая по духу эти стихи, понимаем, что они написаны для нас. "Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего…". Послушайте, разве Господь хочет страха? Что значит бояться Господа? Неужели вера, исполненная страхом, угодна Богу? Нет! Господь хочет, чтобы мы имели веру, исполненную любовью, чтобы мы шли Христа ради: Благословен, кто идет во Имя Господне. А имя Господне - Любовь. Почему же здесь сказано о страхе перед Господом? Это - страх огорчить Бога. Я хочу, чтобы мои дети любили меня! У меня есть два сына и я не хочу, чтобы они боялись меня, хотя очень просто сделать так, чтобы они боялись. Для того есть ремень, углы в комнатах… Много методов, но я не хочу этого делать. Я понимаю: это не даст мне удовлетворения. Также и Отец наш Небесный. Ему не приносит радости страх. Страх - начало мудрости. Он хочет, чтобы мы были совершенны: будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. Он хочет Любви, потому что Он есть Любовь. Любовь хочет любви, подобное ищет подобного. Также и я хочу, чтобы мои дети любили меня. Так случилось, что отец мой не принимал участия в моем воспитании. Но у меня была мама, которая была за двоих. Она посвятила мне всю жизнь. Я не скажу, что был послушным и хорошим, нет. Но я любил свою маму: я не боялся ее, но боялся огорчить, потому что ее глаза, наполненные слезами, были для меня наибольшим огорчением. Вот что такое страх. Я не боялся ее, но я боялся ее огорчить. Тоже относительно Господа. Бояться Бога - не значит бояться жестокого, с нагайкой, страшного. Нет, бойтесь огорчить Господа! Вот что такое страх Господний. А на низших ступенях - и страх буквальный - начало премудрости, безусловно. Он действует, пока мы еще рабы. Пока мы еще подзаконные, действует страх. Лучше исполнять Закон через страх, чем быть беззаконным, лишенным страха.

Вот чего желает от нас Господь: "Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые заповедую тебе, дабы тебе было хорошо". Эти слова цитирует Христос. Он говорит: "Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Первая заповедь. А Бог от слова - "Богатый". Другой не даст тебе богатства. Пусть не будешь искать иного богатства, только от Господа, только Он один есть Бог - Тот, Кто действительно Богатый, Кто имеет сущность Сам в Себе и всем все дает. Он Один и все от Него.

"Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес (небеса небес… Есть небо буквальное, небо бескрайней Вселенной. А есть и Небо небес - духовное Небо. И небо буквальное, физическое, и Небо духовное - все принадлежит Господу, потому что Он сотворил и небо, и землю), земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал семя их после них, из всех народов, как ныне видишь. (Опять - наших отцов… О ком речь? Об Аврааме, Исааке и Иакове. Семена веры, Господь любит верных, тех, кто любит Его. Сказано: спасение для всех, сначала для иудея, потом для эллина. Сначала - духовным, верующим, которые на первое место ставят духовность). Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего (вот о чем речь: об обрезании, - Священное Писание раскрывает символику. То есть, обрежьте свои каменные сердца, сделайте их "плотяными". И это делает Господь: вы разрешите Мне сделать это обрезание. Сначала на подзаконном уровне через страх, а потом на подблагодатном уровне через крещение, полное погружение в веру, исполненную любовью), и не будьте впредь твердошеими (шея - желания. Шея поворачивает наши глаза на хорошее или на плохое. Так вот, не будьте впредь твердошеими). Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный (Буква убивает! Бог страшный? Бог, который есть любовь? Страшно без Бога! Что такое гнев? Это противоположность любви. Разве может быть Тот, Которому имя Любовь гневным? В чем Его гнев? Это может быть только наше субъективное чувство, потому что мы отвернулись от Света и попали во тьму. Может быть темным свет? Нет! Может ли быть сердитой любовь? Нет! Гнев - это отсутствие любви. Темнота - отсутствие света. Господь говорит: обратитесь и будете жить. Он есть Солнце, Он есть Свет, и ни единого пятна нет на Нем! Но когда мы отворачиваемся от Него, то представляем, будто Он сердитый! Нет: возвратись и будешь жить! Бог гневается - субъективное ощущение. Но плохо без Бога, а не с Богом. Бог - любовь, и тьмы нет в Нем), Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Он показывает путь, Он показывает, как должны действовать мы с вами). Кстати, здесь буква полностью совпадает с духом, действительно, мы должны сироту и вдову не обижать, ведь это несчастные и бедные люди в этом мире. А пришелец - человек, который только что пришел и никого еще не знает. Мы понимаем, что Библия многогранна и глубока. Сирота - тот, кто не имеет отца, не имеет веры, потому что отец библейским языком - вера, понимание, Господь. Сирота - тот, кто не имеет веры, не имеет понимания, не имеет Господа в сердце, неприкаянный. А вдова - жизнь (жена - жизнь), которая потеряла веру, мужа. Потеряла Господа, потеряла понимание.

"Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца". И мы должны совершать суд. Что такое суд? От слова "рассудить". Рассудить по Божьему, дать Божий суд, а это - суд любви. "Не судите да не судимы будете…". Не судите судом человеческим, но приводите на суд Господний. А Божий суд - суд любви, а любовь всему верит. Рассудите, дайте суждение Господне, с любовью рассудите и сироту и вдову. Не так, как мы часто рассуждаем: не спасется пропащий… Нет, это не есть Божие суждение. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…", чтобы нас спасти грешников: "сирот и вдов"… Пришельцы кто? Пришел человек с чуждой идеологией. Как мы относимся к нему? Обычно принимаем в штыки. Мы никогда не выслушаем, не умеем слушать, не можем дать ему хлеб и одежду. Хлеб - исполнение воли Божьей, одежда - праведность, а она в одном слове: "Возлюби", смиренно выслушай. Я уже не говорю о буквальных вещах… Вот, ходят и кричат: "Харе Кришна!" и стучат в бубны. Что делает христианин? Дает ему хлеб и одежду, сразу относится к ним с любовью. Так учит святитель Феофан Затворник: "Всегда помни, пусть будет для вас законом на всю вашу жизнь: держать любовный взгляд, любовное обращение и любовный тон беседы, с кем бы вы ни разговаривали". Так действовал Христос! Он не кричал на перекрестках улиц… Перекрестки - разные направления. Он не кричит, Он все воспринимает с любовью, Он одевает, а не раздевает (раздеть - показать наготу). Он ищет, чтобы объединить, Он ищет, как бы найти общий язык… Это - действия Господни, это - действия с любовью. Как действует антихрист? Он сразу цепляет ярлык, начинает обижать и действовать своими методами, методами злобы. Господь хочет от нас: дайте суд даже сироте и вдове. Человек вообще не имеет веры - и ты это понимаешь, - но дай суждение Господне с любовью, не хватай за горло. Что ты судишь чужого раба? - говорит Господь.

Вспомним 14-ю главу Послания апостола Павла к Римлянам. Это очень важная глава, потому что в ней изображены наши отношения со всеми (с протестантами, католиками, коммунистами, мусульманами и т.д.) "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Пусть каждый держится своего убеждения". Ты почему судишь чужого раба? Он хозяину своему стоит или подает… Он есть раб Господний, а не твой, - тогда почему судишь его, почему давишь на него, почему принуждаешь его? Единственное, что ты можешь дать, это отломать ему кусок хлеба, своего понимания истины, если он голоден. И не силой давать, ибо сказано: кто ест, - тот ест для Господа, и благодарит Бога. Ты можешь предложить ему хлеб, если он нуждается в нем, и одежду, если он нуждается в ней. Если же нет, то не нужно эту "демьянову уху" распространять на межконфессионные отношения.

"Любите и вы пришельца; ибо сами были пришельцами в земле Египетской". Вы сами в этом мире были пришельцами. Господь самих вас вывел из этого мира. Тогда почему ты судишь тех, которые сейчас в мире? Вспомни себя! Кто я такой, чтобы судить?.. Во время Великого поста мы постоянно провозглашаем молитву Ефрема Сирина: "Господи и Владыка жизни моей! Духа лености, уныния, властолюбия и пустословия не дай мне. Духа же чистоты, смирения, терпимости и любви дай мне, рабу Твоему. Господи Царе, дай мне видения прегрешений моих и не осуждать брата моего, ибо благословен Ты еси во веки веков. Аминь". Кто ты такой, чтобы судить? Послушайте, как учат отцы Церкви: перед тем, как судить, подумай, не подлежишь ли суду сам? Разве ты безгрешен, чтобы судить? "Боже, будь милостив ко мне, грешному", - стучи себя в грудь, потому что каждый сам за себя даст ответ перед Богом. Господь показал нам путь: не кричи на улицах, пусть не слышен будет голос твой. Учат отцы Церкви: когда даже в твоем присутствии кто-то начинает судить - это явное нарушение девятой заповеди: "не свидетельствуй лживо на ближнего своего". В этом есть большая опасность, потому что мы знаем, что всегда, когда обговариваешь, - пусть один процент, но там будет неправды. Один процент… Мы не можем судить стопроцентно, для этого нужно войти в его шкуру. Стопроцентно не можем судить даже себя, потому что себя до конца не познали. Нарушение девятой заповеди - преступление закона Божьего, преступление Закона, а это - беззаконие, грех, а грех ведет к проклятию. А проклятие - разъединение с Богом, а разъединение с Богом - разъединение со Светом; а разъединение со Светом - страх, боль, гнев. И учат отцы: даже, когда в твоем присутствии начинают обсуждать кого-то, скажи: я немощный, я сам подлежу осуждению, я не могу этого понести… Вот путь для каждого из нас, начни с себя. Достаточно указывать пальцем на кого-то, поверни руку на себя! Это трудно сделать, но необходимо, ибо если мы этого не сделаем - мы никогда не очистимся. А если не очистимся - то и не поднимемся на высоты Боговедения, высоты Богоединения. А если мы не поднимемся на высоты Богоединения - мы просто погибнем! Потому что существует только два пути: или Богоединение, или вторая смерть в озере, которое горит огнем и серой.

"Господа, Бога твоего бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись. Он хвала твоя и Он Бог твой, который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои". И действительно великие и страшные дела делает с нами Господь! Ведет нас Духом Святым и в пустыню испытаний, и выводит, как сказано: Я ввел тебя в египетский край и Я выведу тебя оттуда. И это страшно, и жизнь, в действительности, страшная вещь. Но будем уверены, как учат отцы Церкви, что тучи не вечны. Если черные тучи над нашей головою, если мы сегодня в пустыне испытаний, знайте: придет время, когда они рассеяться.

"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня , сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, - и се, Ангелы приступили и служили Ему". Тогда оставил диавол - для нас сказано! Тогда тучи рассеялись! Над нами обязательно рассеяться, ибо мы идем путем Христа. Если выдержит кто до конца - тот получит венец славы, тот сядет по правую сторону Христа, как и Он сел по правую сторону Отца. "Сесть по правую сторону" обозначает получить жезл власти над духами злобы поднебесной, над сатаной, над проблемами, которые ставит князь мира сего и бог века сего. "Тогда оставляет Его диавол, - и се, Ангелы приступили и служили Ему". Только тогда (для нас слова, потому что то, что произошло буквально 2000 лет назад, происходит духовно сегодня) ты можешь стать ангелом Господним, только тогда будут помогать тебе ангелы в служении твоём, лишь только когда ты пройдешь все это. Когда ты все увидел, когда ты прошел этим путем - имеешь право идти и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, научая всему тому, что заповедал нам Господь. Только тогда, когда ты понял волю Его. Только тогда, когда ты разжевал: Бог есть любовь… "… И се, Ангелы приступили и служили Ему". И только тогда все воинство Небесное будет служить тебе, только тогда ты станешь священником Господним, потому что все мы должны стать царями и священниками. Что значит быть царями и священниками? Наш дух, который проявляется в нашем уме, должен царствовать над плотью и быть священником, освященным волей Господней, Святым Духом любви, быть полностью посвященным Богу. Только тогда все воинство небесное будет помогать тебе, будет служить тебе, потому что Христос - упование Славы.

"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: "Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стороне и тени смертной воссиял свет".

"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу…
" Кем является Иоанн? Мы говорим: на личностном уровне это - совесть, он нас разоблачает, как разоблачал Ирода и жену его. Так вот, когда Господь видит, что соль выветрилась, что нет покаяния в церковном служении или в нашей жизни - приходит Он извне. Вспомним притчу о разбойных виноградарях. Господь посылает рабов Своих, пророков (Иоанн есть пророк, он есть раб Господний), но их убивают, заключают в темницы, побивают каменьями… Вспомним: тех побили, тех убили, и тогда сказано: "послал Он к ним Своего Сына", ибо "…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного", говоря "постыдятся Сына Моего". И вот Сын выходит, чтобы послужить, выходит Иисус, Мессия, Сын Божий, Бог во плоти. Он выходит, ибо Иоанн заточен, - тот, кто вопиет: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Общество болеет, церковь болеет, больные нуждаются во враче. Идет врач, идет Тот, Кто будет исцелять всякую болезнь, идет Тот, Кто имеет имя Иисус - Спаситель.

"…Удалился в Галилею". Что такое Галилея? Библейским языком звучит ещё как Галгал, Гилгал, и обозначает "Колесо". На горы Галилейские, - читаем в другом месте. Галилея - религиозные высоты, собственно, церковь. Это высоты, на которых идет труд по очищению, усовершенствованию. Опять колесо, круг, хождение по кругу, спираль, подъем. Как когда-то молотили пшеницу? Волов брали в упряжь и водили их по кругу, и они копытами молотили зерно. В другом месте читаем о выдавливании виноградного сока в давильне на Галилейских высотах. Это - труд, здесь надо трудиться, в религиозном мире. В религиозном мире должны работать: отделять зерно от половы, чистое от нечистого, святое от не святого; должны сеять, приумножать, приносить плоды в Галилее в тридцать, шестьдесят и сто крат. И Господь идет в эту Галилею, потому что Иоанн в тюрьме, здесь царствует фарисейская закваска.

"И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме…". Назарет - "отделенность, росток, отросток". Он был будто в стороне, в назорействе. Он не притрагивался к этим вещам, Он не пил этого вина. Он не ел этого винограда ни сушеного, ни свежего. Это значит, что Он не был в этой системе. Он не входил в эту систему, но пришел момент, когда Ему необходимо стало войти в эту систему. Собственно, для этого Он и пришел. Войти в этот религиозный мир, отсюда начать. Потому что все начинается с религии, мы просто забыли эти вещи за годы недавнего атеистического воспитания. Культура от слова "культ", а культ - поклонение. Господь идет в корень, потому что религия - корень. Господь идет, чтобы освятить, очистить корень, очистить источник Иакова, возле которого сидит самарянка и пьет мутную воду. Очистить учение, чтобы направить исцеляющий водный иорданский поток, который нисходит от храмового источника правды Господней. Очистить ту живую воду учения, которая оживляет веру и дает Благодать (вода - Слово, Вера, Благодать), чтобы она сошла в долину иорданскую, сошла к нам, сошла в религиозный мир. Чтобы она вышла в то море, соленое и мертвое, море человеческих сердец, море мира сего, и сделала его пригодным для жизни.

И оставив уединение, Он входит в Капернаум. Что обозначает Капернаум? Это обозначает "Жилище Наума", а Наум - "Утешитель". Капернаум - жилище Утешителя. Где Утешитель пребывает? Для чего вы в церковь приходите? Ищете утешения, ищете Святого Духа Утешителя, ищете "Наума". Так вот, Капернаум - община. Галилея - религиозный мир вообще. Капернаум - конкретные общины. Он идет в каждую конкретную общину, в каждый город, в каждое село. Господь поселился в Капернауме, но Капернаум "приморский". Житейское море, взволнованное бурей искушений, - поет церковь. Капернаум не должен быть возле моря - он должен быть на горе Господней (я сейчас говорю о духовных вещах), а он возле моря. Море страстей бушует, разбивается и разливается по улицам Капернаума, ибо он приморский… Галилея осквернилась… Слышите? Религиозные высоты, высоты вечности осквернились.

"И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых…". Что же значит "в пределах Завулоновых и Неффалимовых?" Он вошел в пределы церкви, в пределы народа веры, Он вошел в эти общины, в эти конфессии. Завулон и Неффалим символизируют собой народ веры. Также, как и апостолы Петр и Иоанн символизируют собой всех апостолов, всех учеников Господних. Одно и то же мы можем выразить разными числами. Мы можем обозначить весь народ веры, всех учеников одним словом - Петр ("вот на этом камне"), или Иоанн (в ином месте сказано: "это сын твой, это Матерь твоя"). Если имеешь любовь, то действительно можешь сказать: я сын Церкви! Или в проекции числа два - это Петр и Иоанн, - они два олицетворяют собой все ученичество. Также Завулон и Неффалим олицетворяют здесь собой весь народ веры. Можно представить и в проекции числа три - Петр, Иаков, Иоанн. Это - то же самое, речь идет обо всех. Можно в двенадцати, можно в одиннадцати, которые ждут двенадцатого, а речь идет о единой сущности; границы земли Завулоновой и Неффалимовой - это границы церкви, общин.

Завулон и Неффалим… Давайте немного глубже коснемся этих имен. Итак, Завулон - от слова "Проживать", - жилище, общины, в которых живут верующие. Имя Неффалим обозначает: "Борьба". Это место, где должна происходить борьба добра и зла, света и тьмы. "И произошла на небе война…" Эта война происходит на небе духовном, идет борьба между диаволом и Михаилом. Завулон и Неффалим - жилище тех, кто должен бороться. Воинство Христово, Народ веры все время воюет, это - духовные войны.

Чтобы еще больше войти в суть, откроем книгу Бытия, 49-ю главу. Знаменитая глава, мы всегда к ней обращаемся, в ней благословение Иакова сыновьям. Завулон и Неффалим - сыновья Иакова, двенадцать колен Израиля; двенадцать, которые в двух являются. Так вот, "Завулон у морского берега будет жить (иной перевод: "над морем", - О.В.), и у пристани корабельной, и предел его до Сидона". Этот краткий стих характеризирует Завулона как со знаком плюс, так и со знаком минус. Завулон со знаком плюс должен жить над морем, стоять над пристрастиями, над морем житейским, взволнованным бурею искушений, над миром. И наше задание вылавливать души, мы должны быть "рыбаками", не зря апостолы рыбаки. Апостолы и буквально были рыбаками, но это тень духовных вещей: "Я сделаю вас ловцами человеков". Завулон будет жить у берега морского, так задумано Господом, чтобы народ Божий, чтобы ученики Его, чтобы служители Его, чтобы священники Его жили у берега морского, над морем и были выше над пристрастиями мира сего… "…И у пристани корабельной…". Корабли торгуют - мы должны быть выше торговли. "…И предел его до Сидона", а Сидон обозначает "Рыболовство". Завулон должен вылавливать души из моря мирского, заниматься "рыболовством". А что в действительности произошло? Приходит Господь в эту землю Завулонову и видит, что не у берега морского ты стоишь, а на пути приморском. Ты уже прилучен к этому морю, - не у него, не над ним, а при нём! Ты уже торгуешь вместо того, чтобы проповедовать. Вспомним, как пророк Иона торговал… Сел на торговый корабль, продав пророческую совесть, убегая от Господнего лица. А задание народа Божьего было вылавливать человеческие души из мирского моря, но ловят ли? Нет, сами занимаются торговлей…

"Неффалим - серна стройная (серна стремится к потокам водным, к духовности, к источникам живой воды: слова, веры, благодати); он говорит прекрасные изречения". Его дело - проповедовать Слово Божье, прекрасные слова, Господние слова… Задание - проповедовать Слово. Но что мы видим? Эта живая вода, эти прекрасные слова угасли. И не будем говорить, что это относительно только земли Завулоновой и Неффалимовой. Нет, это относится и к нам! Сегодня мы видим, что проповеди не слышно, часто она из живой воды слова Господнего превращается в замерзший град величиной в талант, который бьет агрессией, ненавистью, буквой. Вот вам земля Завулонова и Неффалимова. Общины, священство. Какими застает их Господь? Он их находит на пути приморском, где пленен Иоанн Креститель, где заточено пророческое слово (Иоанн Креститель - пророк, в котором дух пророков). Дух пророков пленен. Вместо того, чтобы ловить, сами попадают в море; вместо того, чтобы проповедовать, побивают градом.

"Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая". Галилея языческая - весь мир языческий. Язычество взошло на высоты религиозные, и осквернились они. Что является в действительности язычеством? Нет Перунов, Зевсов - скажете, нет и язычества? Есть! Язычество - это "злая похоть и любостяжание, которые суть идолослужение", - говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам.

"Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет". Религиозный мир в темноте, Галилея языческая. Иоанна закрыли в темнице - и приходит Христос. Приходит Христос, чтобы эту тьму просветить, высветить, чтобы принести суд. "А суд же такой, что Свет в мир пришел...". Вот они, суды Господни. Давайте откроем Книгу Исаии, 8-ю главу, 22-й стих, и 9-ю главу. "Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел (не будет, потому что Господь принесет свет). Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, заиорданскую страну, Галилею языческую". Прежнее время и последующее время. Прежние времена, в которые входит Христос - времена осквернения религиозного мира, осквернения веры. И к чему они привели? Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову… Он пренебрежен вместо того, чтобы быть поднятым на высоту исполнения воли Господней. "Он упал, он умален, найден легким", - вспомним, как Господь написал перстом на стенах Вавилона для царя Валтасара. Царь был "взвешен" Богом "и найден очень легким". И царство твое разделится, будет раскол. О чем говорят расколы? О болезнях. Когда Господь допускает болезнь? Когда остается последний метод вразумления. Потому что сначала Господь говорит в видениях, потом во сне, потом в болезнях. Сначала прямое видение истины, потом, если не слышим, не хотим видеть, - сон, присыпание нашей воли, а потом болезни. Разделено будет царство, сказано, происходят расколы и в религиозном мире. Сегодня имеем в мире 1800 христианских конфессий!

"…Но последующее возвеличит приморский путь". Что означает "возвеличит"? Что такое "слава"? Присутствие Святого духа, Божества. Христос идет и несет эту Славу. И мы видели Его славу, как Единородного от Отца. "В начале было Cлово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Христос идет. Бог Слово идет и несет Слово, и потом Слово становится плотью здесь, в среде рыбаков. Господь приходит к рыбакам, которые латают свои гнилые сети. Сети сгнили. Господь говорит: бросайте эти отцовские сети, эту старую веру, старое понимание, старое видение - и идите за Мной! И идут Симон-Петр, и идет Андрей, идет Иаков, идет Иоанн, сыны Заведеевы идут…

"Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (в стране духовной смерти. "Нет, не умрете!" - говорит диавол. Речь идет о духовной смерти, потому что физической нет - есть переход из одного состояния в другое. Духовная смерть - последняя, конечная смерть, это - страшно). "Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы (а жатва тогда, когда есть плоды. Еще будут плоды), как радуются при разделе добычи. (Будет добыча: враги твои будут все у ног твоих, все звери станут тебе добычей. Саранча злых твоих помыслов, эмоций, злых пристрастий, желаний станет для тебя добычей). "Ибо ярмо, тяготившее его (Господь сокрушит, ибо Он пришел сокрушить. Он говорит: возьмите Мое ярмо, оно легкое. Придите ко Мне все утружденные тем ярмом греха, рабства сего мира, рабства сатанинского), и жезл, поражавший его (жезл - символ власти, и власть сатанинская сокрушится), и трость притеснителя его Ты сокрушишь (трость - вера, опора. Так вот, здесь силу притеснителя, сатанинскую, сокрушает Господь, потому что не силою и не мощью, а только духом Моим, - говорит Господь), как в день Мадиама (Вспомним, как Гедеон разбил мадиамитян. Придет время, - если Христос будет возрастать в нас, если мы разрешим Ему это сделать, - тогда и сокрушим власть сатаны во всех сферах жизни. И будет царствовать Господь, потому что Он пришел, чтобы имели жизнь и имели её в достатке (Ин. 10.10)).

"Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню. (Всякая агрессия будет уничтожена. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"). Ибо Младенец родился нам (это - и о буквально рождении Иисуса, и о том, что Младенец рождается в нас. Младенец мужеского пола - вера, которая действует любовью. Эта вера, которая рождается в нас кротким движением смирения, вера Христа ради. Слезы умиления появляются у нас на глазах и мы понимаем, как хорошо жить, и мы понимаем, что впереди вечность… Не получишь, сатана, и копыта; и копыта не оставлю в земле твоей - войду в землю Обетованную!..) Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (настоящий Князь мира и спокойствия). Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его (где престол Давида? В наших сердцах! Кто есть Давид? Царь и священник одновременно. Мы все должны стать царями и священниками. Давид переводится, как "Излюбленный Господний", и мы должны стать излюбленными Господними), чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это". Аминь. Слава Богу!



† † †



ВЫШЛИ В СВЕТ ТАКИЕ КНИГИ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ВЕДМЕДЕНКО:

* Пособие по духовному деланию “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ...”
(Внутренняя Сила или духовные основы успешности и здоровья; почему мы болеем или как стать здоровым; памятка для тех, кто ищет спасения; практические советы в продолжение дня; правила борьбы невидимой; если на вас наслано порчу; прерывание родового проклятия; самоотчитка... Эти и другие материалы вы найдете в небольшой по размеру, но содержательной и исполненной реальным опытом книжке, 104 стр.).

* Две книги из серии “Ответы священнослужителя”: “ЕЩЕ НОЧЬ...” и “ВКУС БЛАГОДАТИ” (Ответы на вопросы, коими укоряют православных представители различных протестантских конфессий: почему поклоняемся Богу перед иконами; почему празднуем не иудейскую субботу, а новозаветное воскресенье; почему крестим грудных детей; почему часто крещение осуществляется не через полное погружение, а путем обливания; как правильно обращаться к Богу /неужто только Иегова?/; нужно ли молиться за умерших; почему почитаем мощи, молимся святым; почему чтим Богородицу, и были ли у нее еще дети, кроме Иисуса... Также о числе зверя /666/; когда и как придет Антихрист; как правильно поздороваться в церкви; можно ли есть мясо с кровью; головной убор в храме /мужчины и женщины/; свойства святой воды; происхождение человека и т. п.).

Книги на украинском языке.



* НАПИШИТЕ НАМ
, и мы проинформируем Вас как получить по почте книги, конспекты лекций, а также аудио- и видеозаписи лекций и проповедей протоиерея Олега. В письмо вложите пустой конверт с обратным адресом.

* НАШ АДРЕС:
Протоиерею Олегу Ведмеденко, Библейская школа духовного совершенствования, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021. (Подробная информация помещена также на сайте www.vedmedenko.org «КНИГИ И АУДИОЗАПИСИ»).


Наши группы в социальных сетях:

Facebook: Олег Ведмеденко

Вконтакте: Олег Ведмеденко

Наши блоги в социальных сетях. Добавляйтесь: