Лекция № 19
Воскресение. Мир ангельский.

Лекция:
Кто смотрел программу "Духовность" (на областном телеканале "Аверс"), наверное. заметил, что я там коснулся темы происхождения человека. И, поверьте, я не собирался её раскрывать. Когда сажусь перед телекамерой или выхожу сюда на амвон церковный, я не знаю стопроцентно, о чём буду говорить. У меня есть чёткий план и тезисы, но как часто во время богослужения Господь изменял Слово, которое я собирался сказать! Это происходит постоянно. Вы это чувствуете, да и видите.

И снова Господь коснулся темы происхождения человека. Темы болезненной, но в действительности - надуманной. И я, с Божьей помощью, постараюсь высветить её. Вопрос, безусловно, острый и довольно опасный, потому что на сегодняшний день идёт острая борьба двух мыслей и она формулируется как противоборство материализма и религии. С точки зрения материалистов, человек произошёл от обезьяны, а люди верующие утверждают, что человек произошёл от Бога. В действительности же, это есть борьба ложной науки с ортодоксальной религией. Ибо на самом то деле нет вопроса, по существу нет проблемы.

Просто суть выветрилась, буква убила дух. В чём Образ Божий в человеке? Человек сотворен по образу и подобию Божьему, точнее - по образу, потому что подобие мы должны наработать сами. Телесный ли этот образ, есть ли человек по телу человеком? Да нет же, безусловно. Бог - есть Дух, и образ Божий в человеке - тоже Дух. Итак, человек по образу Божьему - есть Дух. Человек называется человеком не по телу, а по духу своему. Это относительно происхождения человека. Мешает ли младенцу быть человеком по образу Божьему то, что на протяжении своего эмбрионального развития зародыша в лоне матери, этот ребёнок прошёл все стадии развития тела как животного? Девятый класс, общеобразовательная школа…

На определённом этапе развития в организме матери у нас были жабры. Так что? Этот ребёнок от рыбы? Нет же! Кто видел эмбрион, знает, что у него есть хвост. И этот хвост рудиментарно остаётся в виде копчика. Я не говорю о том ,,хвосте'' духовном в виде закона плоти, который существует у нас на сегодня, так как у каждого из нас есть инстинкты, животные инстинкты. Так что, разве эти стадии, которые проходит ребёнок во время своего развития в лоне матери, и которые абсолютно соответствуют развитию рыбы, птицы, - мешают ему быть человеком, созданным Богом по образу своему? Ни в коем случае! Так мешает ли человечеству то, что на протяжении эволюции в утробе матери-природы человеческое тело прошло периоды одноклеточной амебы, рыбы, крысы, обезьяны, кроманьонца, неандертальца? Я, думаю, нет, нет и ещё раз, нет! Сам вопрос абсолютно надуман. Потому что образ Божий в человеке не тело, но душа.

Бог есть Дух, и человек - дух, который имеет душу и живёт в теле, и это тело, конечно, самое совершенное среди всех в том смысле, что мозг поднялся на высоту, что со звериным подобием очень мало общего. Человечество произошло не от обезьяны, как и ребёнок не от рыбы, хотя в процессе развития в материнском организме он имел жабры. Человечество точно так же в утробе матери имело ''хвост'', и этот ,,хвост'' и поныне в виде закона плоти не отрублен нами. Для того мы здесь и собираемся, чтобы рубить этот ,,хвост'', так как смысл нашей жизни в том, чтобы избавиться от него, духом господствовать над плотью, разумом над чувствами, верою над жизнью, - и, да поможет нам в этом Господь!..

Волей Божьей мы снова касаемся мистических вещей. Нельзя всё время заниматься теорией, не касаясь практики. Нельзя исследовать Святое Письмо по духу и не экстраполировать эти истины на реальную жизнь.

Так продолжим касаться величественных тем бытия, темы мироздания, воскресения и спасения. В прошлый раз мы остановились на том, что человек в результате грехопадения (человек духовный - Ноmо spiritualis, Адам, всё человечество) потерял подобие Божье, хотя образ остался. Ещё раз повторяю, что мы должны чётко различать понятие образа и подобия Божьего. Когда Господь говорит: ,,Сотворим человека по образу Нашему'', - то это сказано перед сотворением человека. Когда же он был сотворён, то мы читаем: ,,И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его'' Здесь о подобии уже ничего не говорится. Куда же подевалось подобие? Образ Божий есть у каждого из нас. Бог - Дух, и человек есть дух. Бог есть триединый - Отец, Сын и Дух Святой. И человек триединый - он есть тоже дух, который имеет душу и живёт в теле. Бог есть Любовь, а человек способен любить - это тоже образ Божий в человеке.

Бог есть Сущий - Тот, Кто имеет сущность в Себе, ни от кого не зависит и всем даёт всё, даёт жизнь. Потому-то и слово ,,Бог'' обозначает ,,Богатый''. Человек же по образу Божьему свободен. Бог есть Творец - и человек способен творить. Бог есть премудрость - человек разумен. Всё это - образ Божий в человеке. А вот подобие Божие - это уже высшая ступень, это уже Homo spiritualis - человек духовный.

Не просто быть способным любить, но быть любящим, то есть излучать любовь из сердца своего. Не просто быть свободным в выборе своего пути, но свободно выбрать путь к свету, к добру и истине. Не просто быть способным творить, а быть действительно творцом прекрасного. Не просто быть разумным, но мудрым мудростью Господней! Вот оно - подобие!

Так вот, в результате грехопадения человек духовный - Адам - утратил это подобие и остался только образ. (Вспомним отрывок из книги Исаии о "сыне утренней зари", который ходил по огненному камню. Мы уже рассмотрели Люцифера по духу - Денницу, Утреннюю зарю). Поэтому в результате потери подобия небесного (духовного), внутреннее начало человека от самого рождения его снова стало закрытым, мистическим, тайным. Хотя оно иногда вспыхивает озарением или ярким проявлением интуиции, озарением ведения, вспыхивает отрывками, через так называемый мистический опыт. Вот почему человек, в отличие от всех остальных животных, должен учиться необходимым ему вещам. Человек, в отличие от животных, которые с рождения умеют и знают всё им родственное и необходимое, отдаются исполнению Божьей программы бытия, - рождается в полном неведении. Животное - безгрешно, родственно Божьему порядку. Оно руководствуется теми инстинктами, которые ведут его на протяжении жизни. Оно не грешит, оно не противится, потому что оно от рождения знает всё, необходимое ему. Мы изучали это в школе и знаем, что птица от рождения знает куда лететь, как строить гнездо и т.д. А человека надо учить тому, что ему родственно, так как духовное в действительности утеряно и человеку необходимо приспособиться к неродным условиям существования и бытия. Так вот, дитя человеческое рождается в полном неведении. И то, что остаётся животного в нас - это те самые звериные инстинкты, и тот самый "хвост" обезьяний в виде закона плоти. Вспомним послание апостола Иуды, 10 стих:

"А сии злословят то, чего не знают; что ж по природе, как бессловесные животные, знают, (т.е. инстинктивно) тем растлевают себя". Здесь говорится о том, о чём мы знаем инстинктивно - то и в этом мы растленны. Чтобы человеку возобновить в себе подобие небесное - ему необходимо познать всё, что относится к порядку. Такой порядок заложен в животном на уровне закона плоти или инстинкта. И оно (животное) не растлевается в этом - оно действует, живёт в соответствии с порядком Божьим. Потому и безгрешно.

Человек также развивается в соответствии с порядком Божьим (согласно Закона Божьего). И этот закон Божий, закон эволюции, закон развития поднял его на высшую ступень развития, собственно, сделав его человеком, создал его человеком разумным и поднял его на высшую ступень, сотворив человеком духовным - ранним Адамом.

Это всё согласно закона Божьего! Только человек способен принять всё, только человек способен к богоединению, есть промежуточным звеном между природой и Богом, между тварью и Творцом. Только человек имеет сердце не тёмное, не управляемое инстинктами звериными, а сердце, которое может стать Храмом, которое может стать ,,святое святых'', куда может быть внесён ''Ковчег Завета'', и над которым может появиться слава Господня, то есть присутствие Господа. В том Ковчеге: Слово - скрижали завета, десять Заповедей на каменных плитах; жезл Аарона - то есть вера; золотая посудина с манной - т.е. исполнение Слова верою. Манна - это хлеб, а хлеб - это значит исполнять Волю Отца Небесного. Этот ''Ковчег '' мы должны внести в сердце своё. Для того мы здесь, на библейских курсах. И мы должны найти Слово - скрижали завета, и через это Слово получить веру - жезл Аарона и, таким образом, стать священниками, горними (имя Аарон обозначает ''Горний''), посвятить свою жизнь Богу, приносить Ему жертвы духовные - благовония, любимые Господом. Вот так мы должны есть ''манну'', хлеб исполнения Воли Божьей. Этот Ковчег мы должны внести в наше сердце, и, когда мы внесём этот Ковчег золотой, истинный, - тогда над вершиной его будет появляться Господь в Славе своей. И мы будем чувствовать присутствие Его, и мы будем соединяться с Ним, потому что человеческое сердце способно стать не пещерой, но Храмом. Только человеческое сердце способно принять в себя Ковчег Завета, только человеческое сердце способно стать местом соединения с Богом, стать дверьми в Царство Божье. Царство Божье внутри нас!

Человеку, чтобы приобрести подобие Божье, необходимо познать всё, что относится к Порядку, Закону Божьему, необходимо внести эти скрижали Завета в своё сердце, так как мы рождаемся невеждами. Животное рождается ведая порядок, человек же рождается неведающим. Я не скажу, что совсем не ведающим, так как у каждого есть совесть, у каждого она есть, - это посольство Господне, но на уровне остаточном, на уровне озарения, на уровне вспышек, воспоминаний о прошлом, на уровне генетической памяти о раннем Адаме, о периоде человека духовного. Но нам надо учиться всему заново, необходимо учиться Закону Божьему, закону порядка Божьего, и закон этот вмещается в слове Божьем: Я есть путь, - говорит Христос, - Я есть Тот порядок. Я есть путь возвращения потерянного подобия Божьего. Вот почему говорят о человеке совершенном "преподобный". Это тот, который вернул себе утраченное предвечное подобие Господне.

Теперь относительно ангелов. Ангелы, являясь людям, вещают на внутреннем, ментальном уровне. Поэтому услышать их можно ''изнутри'', внутренним слухом. Хотя голос этот, как и Свет Христов, видимый глазами сердца, однако проявляется он и на физическом плане. Свет Христов духовен в первую очередь. Голос ангельский точно так же, как и свет Христов, слышится на внутреннем уровне, на уровне сердца, на уровне духа, на уровне души, но может проявляться и на физическом уровне. Апостол Павел слышал голос и видел Свет. Окружающие Света не видели, но слышали только голос. Это - кто как может воспринять. Сейчас мы с вами говорим не о духовной символике, а о буквальных мистических вещах, о реалии мистического человеческого бытия. Свет Христов - это, в первую очередь, духовный свет, но это не значит, что он не проявляется на уровне душевном, что он не проявляется на уровне физическом. Как проявляется он на уровне душевном? На уровне духовном понятно - свет осветил сердце, корень освятился и пришло внутреннее состояние экстаза (духовного восторга), состояние умиления, состояние растроганности, состояние мира и радости в Духе Святом. Это духовный опыт, когда сердце согрелось и тепло к Богу взывает. Его невозможно передать словами - это надо почувствовать. Точно так же, как невозможно передать вкус мёда тому, кто его не пробовал. Но на душевном уровне проявляется это в виде эмоций, светлых и радостных, на уровне воли, желания творить добро. Также на уровне умственном, потому что душа состоит из разума и воли (если рассматривать через призму числа два). Если через призму числа три, то разум, воля и эмоции. Так вот, Свет Христов, если зарождается в сердце и освещает его, начинает проявляться и на душу и на тело. На душу проявляется в виде озарений (''Ах, понял как жить!..''), желаний добра, сделать что-то, ''приклонить небо''. Этот Свет проявляется и на физическом уровне. Он проявляется в определённом состоянии. Проявляется как свет, буквальный свет. У кого есть опыт молитвы сердца, кто имеет опыт состояния экстаза, кто имеет опыт предстояния молитвенного перед Богом, мистический опыт, - тот знает, что, когда молишься в духе, когда сердце согрелось и тепло к Богу взывает, когда сердце открылось и Свет Христов просвечивает тебя, то просто становится светлее в комнате. А когда посмотришь в окно, то ощущение такое, что на Пасху помыли окна. Так ясно, так светло, так чисто, ещё и запахи бывают приятные, похожие на запах яблочного цветения, фиалок, - у каждого по-своему.

Свет Христов, видимый глазами сердца, проявляется и на физический план. Так точно и видения. Поэтому окружающие, если они находятся на низком духовном уровне, или в состоянии духовного охлаждения, не видят и не слышат того, что видит и слышит человек, который поднял глаза свои духовно, или которому даётся это видение сверху. Возможно также частичное видение окружающими сил небесной ауры, покрывающей духовный центр и покрывающей присутствующих. То есть, если человек находится в состоянии духовного экстаза, в состоянии восторга, то вокруг него аура ("аура" обозначает "воздух"), атмосфера духовная, насыщенная высокочастотными духовными энергиями любви. Той Вселенской энергией Любви, как определил её архиепископ Лука. И человек, который попадает в эту атмосферу духовную, - заряжается этими высокими духовными частотами. Каждый из нас имеет такой опыт. Когда ты общаешься с человеком, который в духе, общаешься с человеком, который чистый, который праведный, который идёт к святости, а ты пришёл к нему в угнетённом состоянии, и у тебя всё болит, на душе "кошки скребут", и всё серо и темно, нет никакого просвета впереди, - ты, вступив в этот контакт (вы просто поговорили), думаешь: ''Неужели я был в таком состоянии?'' И у тебя слёзы на глазах, и у тебя мёд в сердце, потому что ты попал в атмосферу духовную, ауру любви. Так вот, возможно частичное видение окружающими ауры, которая покрывает и духовный центр и присутствующих. Вот сейчас мы рассматриваем не духовное содержание этого момента, а мистику.

"Люди же, шедшие с ним (Савлом, - О.В.), стояли в оцепенении, слыша голос, но никого не видя" (Деян. 9.7). Вот вам, пожалуйста, может быть такой пример. Точно так же вспомним опыт Церкви православной. Святой Андрей Юродивый и Епифаний, его ученик, во Влахернском храме Царьграда видели Богородицу, а другие - нет. Это история праздника Покрова Богородицы, произошла она в 903 году в Царьграде. И опять, они видели, они были в восторге, а другие только от них получили информацию. Божественные тайны как в теории - это символический смысл Священного Писания, так и в практике - собственно мистический опыт, - есть таковыми не потому, что Господь не хочет открывать их, а потому, что человек соответственно своему духовному уровню просто не способен воспринять их как реалии. Что тайное для одних, - есть реальным для других, и придёт время, когда всё тайное станет явным. Придёт время, когда Дух Утешитель научит всех, и никто никого не будет учить, потому что всё высветится Духом, всё высветится Светом Христовым, как теория, так и практика, как Слово правды, так и Дух правды, - явится этот Свет, другой Утешитель, как говорит Христос. На высших ступенях совершенства вера уступает место знанию. Херувим - ведающий, ангел ведения. Херувим уже не просто верит в Бога. Он знает, он видит Бога - это другой уровень. Уже не верю, но знаю, - это приближение к ангельскому ведению: ведаю, знаю и благовествую то, что видел. Ангел - вестник на греческом языке, тот, кто видит и благовествует то, что видит. Человек становится ангелом ведения - это как раз то, о чём мы поём: ''Иже херувимы тайно образующе…'' Каждую литургию мы поём этот гимн Церкви. Да, мы должны стать ангелами во плоти, мы должны стать вестниками Господними, мы должны уже не просто верить, но знать, подняться до этого опыта! Высшим ангелам уже не надобна вера, потому что они совершенствуются на базе знаний, так, как сказал Господь: ''И познаете истину, - и истина сделает вас свободными…''

Свободными сделает нас, в первую очередь, от неверия нашего. Если я знаю, если я видел, как я могу сказать, что я не верю? Если я знаю! И Господь говорит: ''Мы говорим о том, что мы видели…''. Познаете истину и истина вас свободными, крылатыми, как птица, как орёл, как ангел, сделает. Это есть третье небо. Первое небо - вера, небо веры, сфера веры; второе - надежды, а третье - любви. Когда мы достигаем совершенной любви, - то это Небо открывается перед нами. Любовь - это наивысшая истина, Бог есть Любовь. Это то же самое, как если построить дом, обставить его мебелью и сказать другу: ''Я построил дом. Ты веришь мне? Ты ещё его не видел, но поверь мне, он прекрасен… Когда я введу тебя в этот дом - то тогда ты уже не будешь верить, а будешь знать, видеть, а пока поверь мне на слово, что этот дом чудесный, я его так прекрасно обустроил''. Аналогично, человек, который поднялся до высоты ведения, говорит своему брату, Фоме Близнецу: "Поверь мне, брат! Дом, который приготовил нам Господь, - он чудесный. Это так замечательно быть верующим и верным, это так прекрасно подняться к вершине знания, это так прекрасно подняться к вершине ведения, жить с Богом, иметь молитву сердца - это так замечательно! В той молитве возноситься на высоту духовную, летать духовно - это так чудесно! Поверь мне! Я тебя приглашаю в этот дом, но для этого необходимо пройти определённый путь, это не так просто. Но будь уверен, ты войдешь, и потом у себя построишь точно такой же дом, и он будет таким же чудесным, и тебе будет так же хорошо жить, как и мне. У тебя исчезнет страх, болезни, боль, стыд, бедность, смерть. Это все отойдёт. А потом ты и сам будешь их искать для того, чтобы устыдить сатану. Поднимись на этот уровень, когда для тебя проблемы просто не будут существовать". Вот, пока мы ещё дети, мы мечтаем, что когда станем взрослыми, то заработаем 100 рублей, зайдём в магазин и купим все торты, какие только есть. Точно так же, пока мы дети в вере, или лишь приходим к вере, мы так же мечтаем: ''Вот я стану праведным и мне Господь даст трёхэтажный дом, гараж с машиной, стальное здоровье и всё, всё, всё…'' Но когда мы становимся взрослыми, мы об этих наших желаниях забываем. Это не значит, что они не осуществляются. Да, приходит время, когда Господь даёт нам всё по Слову своему: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам". Но, приходит момент, - и наша мечта скупить все торты, как мечта нашей жизни, становится смешной. Мы становимся взрослыми, мы становимся теми, кто видит, кто знает, становимся теми, кто поднимается на высоту святости, праведности, как Иов - праведник Божий. И мы знаем, что уже не важно можем ли мы купить все торты или не можем, потому что в нас, в сердце нашем, есть самый сладкий ''торт'', мы имеем в сердце самое большое наслаждение, наслаждение богоединения. Или наоборот, говорим: ''Господи, пошли мне уастыдить сатану. Своей жизнью осветить других, чтобы они увидели мудрость мою в борьбе с этим миром и воодушевились сами''. И мы готовы, как Иов, сказать жизни скулящей: ''Глупая душа, когда принимали мы от Господа хорошее, то неужели не примем злое?!'' И действительно, приходит момент, когда Господь выбирает нас и говорит сатане: ''А видел ли ты того праведного мужа? Сможешь ли с ним что-нибудь сделать? Сможешь ли чем-нибудь его ''достать''? Чтобы он отказался от Меня, чтобы он потерял ту любовь, которая есть в его сердце?'' Приходит момент для каждого из нас, но это происходит тогда, когда мы становимся взрослыми, а пока мы еще дети - будьте уверены, Господь даст нам возможность купить все торты этого мира…

Божественные тайны - они открываются нам. И настаёт время, когда мы имеем знания, в нас есть ведение, мы не зависим ни от чего в этом мире, и мы понимаем, что страдания этого мира ничего не стоят по сравнению с той славой, которая должна открыться в нас. И, когда она открылась, тем более, мы скажем: ''Где, смерть, твоё жало?'' Мы скажем: ''Веди нас, Господи на крест''. Мы скажем: "Веди нас Господи, на огонь!" Мы скажем: ''Веди меня, Господи, я готов… Я знаю, что, действительно, путь Твой - это тернистый путь, и не может раб быть большим чем Господин его, что, действительно, не может ученик быть большим чем Учитель его". И слова Господни: ''Гнали Меня - будут гнать и вас'', - они для нас. И, когда мы приходим к такой степени совершенства, тогда мы готовы идти этим путём вполне.

''Возлюби Господа Бога своего.., и ближнего своего, как самого себя'', - читаем. Самого себя… Значит, мы должны сначала научиться любить самих себя. Любим ли мы в действительности самих себя? ''Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим.., и ближнего своего, как самого себя''. Здесь не читаем: возлюби самого себя. Потому что любить себя - это от природы, естественно. (Хотя, любим ли?). А может, как говорит Григорий Богослов: ''Сластолюбием покупаем себе повреждение?'' Любить себя - это естественно, это начало. Для того, чтобы научиться любить своего ближнего, надо научиться любить самого себя. Помните? ''А сии злословят то, чего не знают; что ж по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя''.

Есть закон самосохранения от природы - и ты в этом испортился: спился, ''сел на иглу'' и т.п. А как же любить себя на более высоком уровне, на духовном? - ''Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её''. Я хочу сберечь душу свою, я прихожу к пониманию, что мне надо погубить её (имеется в виду, что жизнь и душа на библейском языке слова синонимы). Моя старая жизнь должна быть уничтожена, если я люблю себя - то погублю свою старую греховную жизнь. Учась спасать свою душу, приходишь к пониманию, что спасаешь её лишь отрекаясь от старой, греховной, гордой жизни. Сначала возлюби себя. Возлюбив же себя - приходишь к очищению, спасению своей души, потому что отрекаешься от старой жизни. Я хочу спасения себе, в первую очередь. Когда мы спасаем, очищаем душу, - то поднимаемся к высотам совершенства, на которых любовь к себе переходит уже в любовь к ближним, а, точнее, к Богу и ближним. Потому что истинная любовь не ищет своего. ''Блаженнее давать, чем брать''. ''Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих'' - это наивысшая планка жертвенности. Вот как развивается любовь: сначала любовь к себе, потом мы понимаем, что блаженнее давать, чем брать, и она переходит в любовь к себе, к ближнему и Богу. Потом любовь к себе, к ближнему и Богу становится любовью к ближнему и Богу, а потом сливается в абсолютную любовь - любовь к Богу. Так вот, наивысшая планка - жертвенная любовь. Мы часто обращаемся к Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам, 13-я глава, 4 стих: ''Любовь… не ищет только своего…'' Этого "только" нет в оригинале. И это не ошибка. Потому что любовь - она не эгоистична, а альтруистична. Любовь отдаёт и понимает, что блаженнее отдавать, чем брать. Эта планка - жертвенной, истинной, совершенной любви - есть Христос. А мы с вами - христиане, а христиане это те, которые идут этим путём. Господь говорит: ''Я пришёл послужить…'' Бог пришёл послужить твари, творению - вот какую надо иметь любовь!

Я часто использую как пример такую историю: человек видит, что ползут муравьи дорожкой, а дальше - огонь. Человек начинает их спасать. Руку поставил, а муравьи переползают через неё, как только их не отворачивай, они упрямо ползут в тот огонь. И тогда человек принимает решение: ''Я стану сам муравьём для того, чтобы на их языке сказать им об опасности. Я знаю, что, став поперёк их, я обязательно погибну, но хотя бы кого-нибудь спасу…'' Вы представляете в человеке такую жертвенную любовь к муравьям? Трудно себе представить... Но это ни в какое сравнение не идёт с той жертвенной любовью, какую Бог Бесконечный, Безначальный, Абсолютный проявил к нам, став меньшим, чем муравьи! Уменьшившись до подобия грешного тела и отдавши Себя за нас! Это способна сделать только жертвенная любовь… "И не возлюбили души своей даже до смерти", - читаем о святых в Апокалипсисе. Это путь христиан, которые идут путём Христа. Это та жертва всесожжения на Господнем жертвеннике любви: "И всю жизнь нашу Христу Богу отдадим", - поёт Церковь. Высшие, совершенные уже не любят себя, но ближних. Ангелы высшие уже не знают любви к себе, отрекаются от любви к себе и миру, заменив её любовью к ближнему и Богу - это совершенная любовь. Пока она ещё несовершенна, то она ''…не ищет только своего'', а когда совершенна, то не ищет своего вообще. Направлена не во внутрь, а - вне. ''Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына'' - для того, чтобы спасти…

В будущем мы ещё будем рассматривать вопросы обожествления, вопросы восхождения к высотам совершенства, этапы обожествления творения, всей твари глобально. Это, когда будем рассматривать Царство Небесное, жизнь будущего века, то есть как ту цель, какую мы все будем достигать в вечности. В конечном итоге обожествления твари, полного объединения, слияния всего в Божественной Любви, любовь к ближнему и Богу трансформируется в одну лишь ЛЮБОВЬ, наивысшую любовь к Богу. Всё и вся будет Господь, полная Любовь. И мы могли бы нарисовать такую схему, ступени любви. Четыре ступени развития любви:

1. Любовь к себе и миру. Это эгоистичная любовь, это лжелюбовь. Но она должна подняться до высшей ступени.

2. Любовь к себе, ближнему и Богу. Это замечательно, это уже начало. Может кому-то это покажется вершиной, но это только начало любви истинной.

3. Любовь к ближнему и Богу. Это уже ангельское состояние, это жертвенная любовь, это совершенная любовь. ''Господи, люблю тебя и ближнего своего ради Тебя'', - как молился Александр Мень.

4. Любовь к Богу. Всё и вся Господь. Это уже серафимы, пламенные. Абсолютная любовь, вечное богопознание, полное богоединение. Хотя здесь можно говорить только о тех, кто достигает третьего неба.

Так вот, речь идёт о тех, кто достигает жизни в третьем небе, а не о всех. Потому что не забываем, что за воротами Иерусалима даже в период Царства Небесного всё равно будут псы и идолопоклонники и т.д. (Апокалипсис, 21 гл.). Потому что: ''Отец Мой творит и доныне ''. Я думаю, что этот процесс будет вечным. Остановки здесь нет и не может быть. Может ли Творец перестать творить? Тогда Он перестанет быть Творцом. Это вечно, и слава Богу! А если не будет конца этому, - то и путь обожествления твари будет бесконечным. Кто знает? Так открывает Господь. Сегодня видим будто в зеркале, будто за тусклым стеклом: ''Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан'', а пока что видим, как в загадке.

Вероятно, что и на других планетах Вселенной, как до нашей планеты Земля, шли и будут идти вечные процессы обожествления творения. И ангелы в действительности не прежние ли люди? Жители древних миров? Как говорит Господь: ''Господняя вселенная и всё, что наполняет её'', и всё-таки наиболее достоверным вариантом развития, безусловно, есть этот. Всё Господь творит согласно порядка, согласно с законом развития, эволюции. Через неживую материю - к органической, и к наивысшей форме - к духу, к духовности. В действительности мы живём в мире духов, только мир этот невидимый физическими глазами человека, а лишь духовными. Он существует параллельно с этим физическим миром, как учат нас отцы Церкви. И у кого открываются духовные глаза, тот видит этот духовный мир. А к этому времени ангелы (ангелы - суть служебные духи), духи добра и зла влияют на человека через наитие. Мы все в действительности находимся под давлением мира невидимого, потому что мы духовные. Мы соединяем природу тварную, то есть физическую, и природу духовную, ангельскую. Мы соединяем земное и небесное, и мы постоянно под давлением духов как добрых, так и злых. Мы можем этого не видеть духовными глазами, но хотя бы чувствовать, ощущать. И мы чувствуем. И существует наитие как доброе, так и злое. Посредством него, как доброго так и злого, мир невидимый влияет на человека постоянно, постоянно проходит невидимая борьба добра и зла, и поле этой борьбы - это сердца человеческие.

Есть наитие как доброе - Духа Святого, так и злое - духа злобы поднебесной. И те, и другие наития мы имеем с вами. И те, и другие наития мы ощущаем в сердце своём, и они проявляются так же, как интуитивные восприятия духовных вещей. Наитие, интуиция, наплыв чувств - так мы тоже говорим. Причём, чувства эти очень разные. Хорошие чувства бывают лишь тогда, когда ты поднялся: ты сделал какое-то доброе дело, когда ты, возможно, кого-то спас от падения. И тогда тебе хорошо, победа! И тут, вдруг, кто-то наступает тебе на мозоль, и из сердца твоего, изнутри прорывается такое чёрное, что ты думаешь: ''Господи, Боженька, за что?!'' А потом понимаешь за что... Правильно, идёт борьба. Был Свет и ты радостно открыл своё сердце вдохновению светлому, наитию ангельскому, Господнему, - и тут сразу будь готов, потому что тебе будет нанесён удар за это. За всё надо платить, это есть борьба, это есть невидимая борьба и никуда ты не денешься от неё. Будь внимателен! "Посему, кто думает, что стоит, берегись, чтобы не упасть", - говорит апостол Павел. Обязательно будет наказание бесовское.

Наитие, вдохновение, интуиция, наплыв чувств - это всё явления одного порядка и рассматривать их надо, как воздействие мира невидимого на видимый наш мир. Так вот, мы рассматриваем наитие добра, блага с небес, и наитие зла из ада. Это проявление единения небес с человеком, но это не означает, что человек не имеет права на выбор, потому что эти силы уравновешиваются, а следовательно, в конечном счёте, выбор за нами. Аминь.



† † †



Библейская школа протоиерея Олега Ведмеденко не имеет постоянной финансовой поддержки от церковных или светских структур – наши программы благословляют своими молитвами и средствами те верные, чьи сердца открыл для этого Господь.

Имеющие возможность поддержать дело возрождения духовного учения Христова собственным пожертвованием, могут сделать это с помощью почтового перевода в адрес Библейской школы (Протоиерею Олегу Ведмеденко, а/я 18, Луцк-21, Украина, 43021) с пометкой: «пожертвование», «десятина», или «на построение храма», или же перечислив средства на счет Независимой православной религиозной общины Христового Воскресения, настоятелем которой является протоиерей Олег (тел. в Луцке /0332/ 74-04-04; 8-096-23-01-777): расч. сч. № 26003017473 в КБ «Захидинкомбанк» ТсОО г. Луцка, Украина. МФО 303484. Идент. код 34827281.

МЫ МОЛИМСЯ ЗА ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ДЕЛА БОГОПОЗНАНИЯ И ИХ СЕМЬИ ПОСТОЯННО.


“Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Книга пророка Малахии, 3 глава, 10 стих).