Статья № 165
СВЯТАЯ ТРОИЦА

На десятый день после Вознесения церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов. Сей праздник называется также Днем Святой Пятидесятницы, или же Троицей.

Пятидесятницей он именуется потому, что событие, в нем упоминающееся, произошло на пятидесятый день после воскресения Христова – Пасхи. Как мы знаем из Писания, в течение сорока дней после воскресения Господь Иисус Христос являлся ученикам Своим и поучал их. В самый же день вознесения – дал наказ апостолам, чтобы не отлучались они из Иерусалима, но ждали обещанного от Бога, “о чем, – говорил, – вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым...” І тогда же, на сороковой день, произошло славное вознесение Господа на небо на глазах всех учеников Его.

Следуя наказу Божьему, апостолы остались в Иерусалиме в ожидании данного им обета. И вот наступил десятый день после вознесения. У евреев тогда был большой праздник Пятидесятницы в память о Синайском законодательстве. Все апостолы с Богородицей и остальными учениками вместе находились в одной светлице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету (по нашему – девять часов утра). Евангелист Лука в книге “Деяния святых апостолов” так передает дальнейшие события:

“И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум – собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие, не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?.. Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?..»

И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: «Что это значит?..” (см. Деяния, 2 глава, 1-13 стихи).

Это был 34-й год от рождества Христова. Таким было начало проповедования Евангелии, и, фактически, начало деятельности новозаветной церкви Божьей, – начало благовествования через святых апостолов сперва в Иудее, а затем и во всем мире.

Сошествие Святого Духа на апостолов отмечается как одно из двенадцати наибольших церковных праздников, и имеет название также Дня Святой Троицы. Троицей оно называется потому, что именно в этот день открылась миру вся полнота действия Пресвятой Троицы, и люди научились поклоняться и прославлять три лица (на греческом – “ипостаси”) Единого Божества: Отца, Сына, Святого Духа. Бог Отец послал Сына на землю; Сын явил нам дорогу к Отцу – путь смирения, наставил нас любить Бога и ближних, пострадал на кресте за наши грехи, воскрес и вознесся на небо, обещая ученикам послать Духа Святого, Утешителя; и теперь Сей Утешитель сошел на учеников, и наполняет основанную Христом Церковь.

В чем состоит духовная символика дня Пятидесятницы? Этому сошествию надлежит произойти в сердце каждого христианина как акту вершины Божьего спасения.

В Пресвятой Троице проявляется вся полнота благодати Господней, подаваемой человеку через крещение, то есть через полное погружение (на церковнославянском “крещение” – на греческом “баптисма” – на русском “полное погружение”) в слово, веру и благодать Божью во Имя Отца, Сына, Святого Духа.

Когда мы принимаем Бога Господом (господином, владыкой) своей жизни – полностью окунаемся в веру, которая от слушания слова Божьего, ставим Отца Небесного на первое место в своей жизни, полностью полагаемся, отдаемся на волю Божью – то мы, таким образом, духовно крестимся во Имя Отца. Но этого мало. Необходимо креститься – иначе говоря, полностью погрузиться – и во Имя Сына, то есть восыновить, реализовать в своей плоти, в своей жизни эту веру смиренную, действующую любовью; принести конкретные плоды ее, ибо “вера без дел – мертва”. И в завершение заветное крещение сие должно состояться во Имя Духа Святого – как одухотворение веры, как погружение в благодать духовного мистического опыта, как воспевание и распространение ее вокруг себя.

В этом суть явления Троицы единосущной и нераздельной в человеке: уверовать, воплотить веру в своей жизни, и так стяжать силу Духа Святого, духовную энергию Божью. И обрести таким образом жизнь вечную, придя дорогой праведности к миру и радости в Духе Святом, к небесному Божьему царству, явившемуся в Силе. В этом – духовная суть праздника Троицы.

Первый день Пятидесятницы, воскресенье, церковь посвящает преимущественно на славу всей Пресвятой Троице, и этот день в народе называется Троицким Днем. Второй же, понедельник – на похвалу Духа Святого, от чего и именуется он Духовым Днем.

На праздник принято украшать храмы и собственные дома зеленью – ароматным аиром, цветами, ветками дерев. Во время же богослужения верные стоят в церкви с цветами в руках, выказывая тем самым радость и признательность Богу за духовную нашу жизнь. Цветы и зелень – символ жизни – являются свидетельством признания и прославления живительной силы Животворящего Духа.

Согласно науке о богослужении, литургике, праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. После сошествия Святого Духа они ежегодно отмечали его и завещали поминать всем христианам. Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать Святую Пятидесятницу.

Тропарь праздника звучит так: “Благословенный Ты, Христе Боже наш, что рыбаков премудрыми явил, ниспослав им Духа Святаго, и ими весь мир уловил, Человеколюбче, слава Тебе!”



† † †

Протоиерей Олег Ведмеденко приглашает детей возрастом 6-16 лет В ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Занятия проводятся каждое воскресенье в 12-00 (сразу по завершении литургии) по адресу: г. Луцк, ул. Связистов, 1 (территория “Таксосервиса”, за “Ровенским” кладбищем).

ВХОД СВОБОДНЫЙ. МЫ ЖДЕМ ВСЕХ, КТО ИЩЕТ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.