Статья № 212
Праздник Николая

19 декабря церковь Христова поминает святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Сказание о житии особо почитаемых святых донесло до нас сведения о бытии и трудах сего угодника Божия.

Будущий святой родился в ликийском городе Патаре, в конце ІІІ столетия. Родители его были богатыми и благочестивыми, и по совету дяди, епископа Патарского, посвятили сына на служение Господу. В молодые годы Николай был рукоположен в сан пресвитера, и всю свою жизнь отдал на служение Богу и пастве. Когда родители его умерли, он использовал все свое состояние на помощь бедным, страждущим и несчастным. Помня заповедь Божию, святой праведник делал добро тайно, не ожидая вознаграждения за многочисленные благодеяния.

Жизнь будущего святителя была исполнена чудесных событий. Так, во время путешествия к гробу Господнему, Николай успокоил бурю на море и воскресил одного матроса, упавшего с верха корабельной мачты, и разбившегося насмерть. Вернувшись из Иерусалима, он хотел удалиться от мира и полностью посвятить свою жизнь Богу, но во время молитвы услышал Голос, сказавший ему: "Николай! Это не та нива, на которой ты принесешь ожидаемый Мною плод. Обрати жизнь свою к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое..." Услышав эти слова, святой понял, что ему суждена Господом не монашеская жизнь, и, оставив мысли об уединении, отправился в Миры, главный город Ликии, не зная еще, что ждет там его...

В Мирах в это время выбирали епископа на место только что умершего Иоанна, и старейшему из архипастырей было видение. Ему явился "Муж светлый", и приказал ночью, перед утренним богослужением, стать в дверях и дожидаться прихожан. "Первый вошедший", – сказал он, – "и есть избранник Божий; и имя ему – Николай"… Епископ рассказал об этом остальным архиереям, и когда они собрались в церковь, он стал у входной двери храма. Первым, вошедшим в церковь, был святой Николай. "Как звать тебя?" – спросил его епископ. "Николай, раб твоей святыни", – смиренно ответил ему великий чудотворец. Тогда епископ, взяв его за руку, поставил среди прочих архиереев, и, обращаясь к народу, стекавшемуся в храм, громким голосом возвестил: "Примите, братия, своего пастыря! Сам Дух Святой помазал его и поручил ему управление вашими душами. Не человеческий выбор, но суд Божий поставил его..." Община радостно благодарила Господа, а будущий святитель, подчинившись воле Божией, смиренно принял высокий сан архиепископа, хоть и считал себя недостойным быть наместником святительской кафедры.

Став пастырем ликийской церкви, святой Николай полностью посвятил себя пастве, и неутомимо заботился о благе духовных чад своих. Однако вскоре мирное управление святителя было нарушено жестокими гонениями, открытыми против христиан императором Диоклетианом. Они начались в Никомидии, а оттуда распространились на всю Римскую империю, достигли и ликийской области. Святой Николай, не боясь гонителей, бесстрашно проповедовал веру Христову, за что вместе со многими христианами был заключен в темницу, где страдал от голода и жажды, терпел всевозможные скорби, своим примером и словом поддерживая и утешая других заключенных.

С начала царствования императора Константина гонения прекратились, и Мир-Ликийский архиепископ, выйдя из темницы, снова взял управление над своей паствой. В это время новое бедствие постигло церковь: в ней начались внутренние раздоры. Ереси и расколы принялись беспокоить христиан. В недрах самой церкви появились ложные учителя, во главе которых стал александрийский священник Арий. Желая восстановить мир в церкви Христовой, император в 325 году созвал в городе Никее епископов из разных областей империи для решения вопросов, поднятых отступниками. Это был первый вселенский Собор, на котором присутствовало 318 отцов Церкви. Собор осудил арианскую ересь, также на нем был составлен Символ Веры до 8-го члена. На этом соборе присутствовал и архиепископ Николай, и во время острого спора с Арием, "не стерпев богохульства, ударил его по щеке..." Этот досадный поступок был справедливо осужден всем собором епископов. Святителя Николая лишили архиерейских знаков. Однако некоторые из епископов имели то же чудное видение, что было перед избранием его в архиереи: они "увидели с одной стороны от святителя Иисуса Христа с евангелием, а с другой – Матерь Божию с омофором (архиерейским наплечником. – Авт.)". После этого откровения святому Николаю вернули архиерейские знаки, и начали чествовать его как угодника Божия.

Конечно, таковой поступок святого пастыря не был тогда, и не является теперь примером для подражания, хотя вроде и свидетельствует о ревности к Божьему. Ибо "Не воинством и не силою", – наставляет Господь, – "но только Духом Моим" (Захария 4:6). Духом милосердия, Святым Духом смирения и любви надлежит состязаться воинству Христову. Так что эпизод этот является лишь подтверждением того, что только Господь без греха, и что все мы, даже самые совершенные из нас, не застрахованы от ошибок. Вспомним в этой связи и святого апостола Петра, который в пылу, защищая своего Учителя, "отсек ухо рабу первосвященника, Малху". Что ответил на это Христос? "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч (в том числе и меч обидного слова. – Авт.), мечом погибнут (здесь погибнут духовно, утратив смирение, а, следовательно, и благодать. – Авт.)" (От Матфея 26:52). Впрочем, видение относительно святого Николая, полученное архиереями церкви, было свидетельством как искреннего раскаяния его в том, что случилось, так и прощения ему минутной слабости всемилостивым Богом.

Вернувшись в Миры святой Николай, как и раньше, продолжал руководить своей паствой, совершив в это время немало чудес, о которых подробно рассказывается в широком описании его жития. Свой земной век он окончил в глубокой старости, в 343 году, в Мирах, и был положен в соборной церкви. Из нетленных мощей его истекало благовонное миро, от которого верующие получали исцеление. Впоследствии мощи святого были перенесены в город Бар (Италия), где они и покоятся поныне.

Церковь прославляет святителя Николая чудотворца наравне со святыми апостолами, и празднует день его упокоения 19 декабря; а 22 мая – день перенесения мощей в город Бар.

Тропарь (главная песня праздника): “Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, Отче священноначальниче Николае моли Христа Бога спастися душам нашим...”

(“Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших...”)

http://vedmedenko.org/